АЛЬМАНАХ "ТУРКМЕНЫ"

NATO/НАТО: Национальные Архивы Туркменской Оппозиции: 1989-2000

Георгий Иванович Карпов


МАНГЫШЛАКСКИЕ И СТАВРОПОЛЬСКИЕ ТУРКМЕНЫ


К группе туркменских племен, размещенных в северной части Туркменистана (Хорезм, Мангышлак) и на Северном Кавказе относятся племена: Чаудор, Абдал, Игдыр, Арабачи, Соинджаджи, Машрык. Чаудоры и Игдыры относятся к группе туркмен-огузов (XI век), Абдалы, Арабачи и Соиджаджи считают себя близкими к Чаудорам. Род Машрык, видимо, возник на Мангышлыке из частей Абдалов, Ходжа и Калмыков (XVII-XVIII вв.).

Последние три-четыре столетия перечисленные шесть племен составляли территориально одну группу и назывались мангышлыкскими туркменами во главе с племенем чаудор, как старшим родом.

ЧАУДОРЫ (чавдуры, джаулдоры). Часть их, проживавшая в пределах Ташаузской области Калининского райнона ТССР, по нашим записям, сделанным со слов жителя этого района Юллы Джума оглы (1926 г.), состоит из следующих родов (далее Г.И.Карпов описывает структуру племени чаудов - Ред.).

Чаудоры Северного Кавказа (ставропольские) по данным А.И. Ярхо ("Советская Азия", кн.1,2, 1931) подразделяются на колена: Абдул-Джабаш (Туаыр), Чак-чак, Кылым, Соки, Севи.

СОИНДЖАДЖИК находящийся в составе туркмен Северного Квказа делятся на колена: Абдул-Гапар, Ак-Берды, Сеюндык, Абдул-Эмин, Инвары, Дурдак, Бозаджи. Последние являлись самостоятельным родом в мангышлакской группе туркмен (Бозходжи, Богаджи, Бузачи).

АБДАЛ. Среди туркменских племен, проживающих в районах Ташаузской области (северная, Хорезмская часть Туркмении) встречаются представители племени Абдал. Историческое прошлое этого племени связано с политическими событиями, имевшими место в северной части Хорасана (Иран) в первых веках нашей эры.

Так у В.В.Бартольда, в его "Истории культурной жизни Туркестана" об абдалах (с.3) сказано: "...под давлением жужаньцев произошло так же в том же V веке движение на юг народа, известного у греков под названием е-да, в последствии у арабов под названием хайдат или белые хунды, или китайские хунны. Классическими авторами было распространенно на эфталитов название кушаны. Эфталиты между 563-567 гг. подчинялись победителям туркам...".

В приведенной справке В.В.Бартольда нет географических данных о местонахождении эфталитов-абдалов. Во всяком случае, месторасположение белых гуннов в V веке отмечается в районах северо-восточного Хорасана.

В энциклопедии тюркского народа М.Фиад Копрюлю дает сведение о расселении абдалов. В настоящее время (1935 г.) по его данным анатолийские абдалы проживают в следующих 10 велайятах (Турции - Ред.): Ак-Сарай, Анкара, Токат, Чорум, Денезли, Диарбекир, Синоп, Сивас, Самсун, Трапзон, Газиантен, Кастамону, Каусеви, Гиресон, Мерсин, Магниса, Малатуа, Ван, Воззан.

В этих велайятах из абдал известны следующие родовые подразделения:
Абдаллар, Якуп-Абдал, Коса-Абдал, Чекча-Абдал, Абдал-Дами, Абдал-Коли, Абдал-Ата, Абдал-Бодур, Абдажан-Дичле, Абдал-Оглы, Кара-Абдал, Араки-Абдал, Чакали-Абдал, Абдал-Хасан, Койун-Абдал, Абдал-Рум, Абдал-Куюси, Абдал-Мехмет, Будала, Сиске-Абдал, Абдал-Месрееси, Хасан-Абдал, Хоук-Абдал.

В Туркменистане Копрюлю называет следующие подразделения абдал: Абдал-Боюндур, Дэли, Курбан, Огур-ве-Огры, Менгли-Ходжа. По данным 1849 года (Небельсон) в 4-х последних родах насчитывалось 1065 человек. Кроме того, в Астрахани проживало 80 семей.

В Афганистане, в районе Кандагара, проживают абдал (андал) под общим названием Хасан-Абдал, которые, по заявлению автора, происходят от Халадж.
В Восточном Туркестане абдалы известны под названием Адана-Абдалляр.

В Заключении Копрюлю, на основании литературных данных об абдалах, делает вывод, что абдал (авдал, афтал, эфтал) происходят от эфталитов (эфтали, авдали), т.е. от белых хуннов.

Б.В.Миллер в своей книге "Кочевые племена Фарсистана" (1916 г.) в числе тюркских племен, населяющих Фарсистан называет басер и ветвь его - Вейси с родом Абдал (с.8-9). Среди казахов и киргизов в числе основных племен упоминаются абдалы.

По сообщению бывшего Отдела национальных меньшинств Астраханского губисполкома от 26 апреля 1927 года, в числе "астраханских туркмен", переселившихся с Мангышлака в 1880 году, находилась группа под названием туркмены Абдал. В данное время они проживают (вместе с Игдыр и Чаудор - 1500 человек) в селениях около Астрахани: Атал, Фунтово, Зацарево и Соколовском.

По данным С.Венюкова, в Туркмении в 1870-е годы Абдалы жили вместе с Чаудорами и Игдырами. По Г.Мельгунову, абдалы-иджемек в числе 420 кибиток входили в соатв племени йомуд, ответвления елкан (елган).
У Д.Н.Логофета (Бухарское ханство под русским протекторатом. Спб, 1911 г.), в числе узбекских родов, населяющих бывшее Бухарское ханство, Абдалы значатся под номером 41, как основной узбекский род и (у него же) среди туркмен Средней Аму-Дарьи и Пянджа, как самостоятельный род.

Капитан Муравьев в "Обзоре туркменских племен" указывает, что в Туркмении абдалы расселяются "по соседству с караганом". Род Абдал, по Муравьеву, делится на колена: Менгли-Куджа, Огри, Дэли, Чекак-бай, Оганых, Кизлер-Генек. Это род, по словам Муравьева, входил в состав чаудорского племени.

По данным полковника Михайлова ("Туземцы Закаспийской области"), абдалы вместе с Гокленами и Игдырами и огурджали относятся к "огузхановскому поколению".

О численном составе Абдал, проживающих в Туркмении имеются различные сведения:

Муравьев - 8000, Борнс - 8000, Бларамберг - 8000, Скрябин и Рябинин - 25 000, Вамбери - 12 000. Причем, в указанное число абдал у многих авторов входит также Чаудоры, Игдыры и другие. Как писал М.Венюков, проживали Абдалы "по Устюрту до Айбугира... и городов Ильялы, Ташауз, Порсу, Казават, Ходжейли и Кипчак".

16 апреля 1883 года русский царь обратился к абдальским старшинам, живущим на Мангышлаке (к родам Огры, Менгли-Ходжа, Курбан и далее) с поздравлением и обещал покровительственную защиту торговых караванов через депутатов этих родов: Мулла-Довлет Мурад-Нияза Богадура, Бегендж Мурад-бая, Тогуль-Такира Богодурова и Ирали-Дотджа Мурадова.

Оренбургский и Самарский генерал-губернатор А.А.Катенин в своем отношении №064 от 20/VI 1859 года на имя военного министра указывает, что в форте Александровском (на Мангышлаке) живут "габдальцы" и "игдырцы" (ЦКИА ВУА, 41 925, с.18). В донесении от 8 октября 1856 года за №7 Катенин указывает, что "немногочисленные аулы абдальского рода кочуют между адаевцами (казахами) около залива Александр-бай..." (ЦВИА ВУА, №40591, л.15).

Во времена хивинского хана Мухаммад-Рахима, в 1810 году, при описании осады крепости Курнграт упоминается, что хан наградил "Туган-Нияз Бехадыра (см. выше) из вождей мангышлакских туркмен рода абдаль, который успешно сопровождал купеческий караван, направлявшийся из Астрахани в Хиву через старый Ургенч..." (МИТТ, т.II, с.76).
В хивинских событиях 1856 года "представитель поколения (тире) Абдаль по имени Халк Чаудоров, злосчастный Мухаммед-юзбаши, став во главе некоторых разбойников этого племени (тайфе) совершил несколько раз нападение на окрестное кочевое население (эляд). Разграбив и опустошив владения и имущество сельских жителей он тем самым создал большое беспокойство. Откочевав с сочувствовавшими ему мятежниками и направившись в окрестности Старого Ургенча, он поселился там...(МИТТ, с.566).

В "Истории Надир-хана" упоминается об афганских абдальцах, принимавших активное участие в "смутах" в городе Герате в 1716-1717 гг (Там же с.117). Среди укоторых ханом был впоследствии Ахмед-хан из рода Садозак - основатель нынешнего Афганского государства (1747-1773 гг.), присвоивший себе титул Дур-и-Дурран - "жемчужина жемчужин", откуда и получилось "Дуррани" - новое имя племени абдал (там же, с.209б примечание).

В северной части Ирана во время восстания губернатора Астрабадской области Мухаммед-Заман хана (1814 г.), в составе правительственных войск участвовала конница ходжевентская и абдаль-меликская. Абдаль-мелики "первоначально жили в Дерегезе (около современного Каахкинского района ТССР), затем были переселены в Шираз и оттуда в Шахрияр, к западу от Тегерана, наконец в Нур-Мазендаранский и около 1855 года они поселились на берегу Каспия между устьем реки Ника и полуостровом Миян-кала". Там они наделялись землей при обязанности нести военную службу (там же, с.214). В 1883-1884 гг. абдаль-мелики вместе с ходжвентами (лурское племя) обитали в булюке Куджур (там же, примечание, с.314).

По последним данным (1931 г.), представители племени Абдал, проживающие в Ташаузском округе ТССР имеют следующие подразделения на колена: Огерли-Ходжа, Менгли-Ходжа, Дэли, Курбан, Довлет, Амин, Кугиш, Джогельдык (Джангельды), Коктай, Ирадек, Кызыл-Егенек, Токмек и Уваным. Более мелкие поразделения этого рода: Тая-Конграт, Чалар, Чекир-баи, Огшик, Ханаз, Дурды-байли, Мурад-Абыз, Ходжали, Бяш-Атлы, Аслям, Терс-Аяк, Хыдыркули-Хан-Ага.

Как видно из справки об Абдалах, последние встречаются в различных местах Туркменистана, Ирана, Афганистана и др. Такое расселение абдалов вперемежку с другими племенами и народами, несмоненно, результат длительного исторического сожительства различных этнических образований и колосальных военных катастроф прошлого.

Устойчивость родовых организаций у Абдалов и других туркменских племен, по-видимому, вызывалась необходимостью охранения личности от политических и хозяйственных катастроф, чем и сообщена была устойчивость существовавшим "кровным" родовым объединениям, значение которых, пожалуй, больше ослабляется для тех групп населения, которые переходили к оседлой жизни. Однако, среди последних память о родовых связях в прошлом живет и в поколении нашего времени.

Из приведенных справок об Абдалах можно сделать и второй вывод, что современные нам абдальские роды, несомненно, являются осколками тех хуннов-эфталитов, о которых говорил В.В.Бартольд.

Исследуя литературные источники и документы об абдалах 1850-х годов мне пришлось ознакомиться с многочисленными докладными записками русского купца П.С.Савельева (житель Красного Яра, возле Астрахани) - бывшего владельца пароходов на Каспии и торговца солью, керосином, железом с туркменской степью, в которых он приводит интересные обычаи у туркмен о.Челекена. Там местный Дэли-хан "радушно" приняв Савельева (февраль 1858 г.) и в честь его приеза "резал баранов и кровью обливал мой путь до кибитки хана", - писал Савельев (ЦВИА, оп.287, св.300, 1864 г., №26, с.79). Обычай впервые встречаемый среди туркмен.

В ближайшем выпуске альманаха читайте этнографические материалы о ТУРКМЕНАХ-ИГДЫР.

АЛЬМАНАХ "ТУРКМЕНЫ" (1995-2000)

Г.И. Карпов


ТУРКМЕНЫ-САКАРЫ

В сведениях о Сакарах, собранных в Саятском и Чаржоуском районах (1931 год) Юсупом Егенмурадовым, жителем Серахского района аула Караман, говорится:

"Бекмурад Танрыберды-оглы из Саятского района, аула Ул-Арык, племени Сакар и Бабаших Оразберды-оглы из того же племени, рода Мерье, аула Хазареук и Шири Баба-оглы из племени Ходжа, колена Инебег, кишлака Сия сообщили (мне), что племя Сакар делится на 4 больших улуга (колена): 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-инебег (или Сиядаг-Сакар).

В племени Сакар старшим подразделением является род Мерье. Объясняется это тем, что когда племя Сакар переселилось из Мангышлака в Чарджоуский район на Амударью, начались междоусобные столкновения с племенем Баят. Тогда из кишлака Улы-Арык, рода Мерье некий Курбан Язбек был предводителем племени Сакар. Когда хивинский хан Медамин (Мухаммед-Эмин) пришел в Чарджоу, то повел переговоры о переселении племени Сакар в Хиву. Курбан Язбек вел переговоры от имени племени. После переселения в Хиву Курбан Язбек был назначен от имени хивинского хана главой племени Сакар.

До 1931 года сохранялись следующие подразделения племени Сакар: 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-Инебек (Сиядаг-Сакар). Из мелких подразделений племени в колене Мерье известны следующие: 1. Алтын, 2. Хазарек, 3. Курт, 4. Петте-Арык, 5. Яиджи, 6. Улы-Арык.
По словам Шири Баба-оглы, племя Сакар делится на две части: Сакары, пришедшие с Мангышлака и Сиядаг-Сакары, называвшиеся в старину Даг-Сакар. Эти последние переселились с реки Сыр (Сыр-Дарьи), но откуда они происходят - неизвестно.

По рассказам Бекмурада Танрыбердиева, Сакары прибыли в Чарджоу 150 лет назад. После 12-ти лет пребывания в Чарджоу Сакары имели враждебные отношения с племенем (тайфа) Баят и находились с ними в состоянии войны. Наконец, победив Баятов, Сакары ограбили их имущество и скот. В этой войне отличились хан Гельды Батыр из сакарского тире (колена) Кызан и Маят Курбан-Сердар, (а также) Курбан из (подразделения Бек) Артык-Шакир, Комек-Сердар и Нурмяты Ших.
После разгрома племя Баят бежало в Хиву и там основалось среди йомудов.

Спустя 25 лет после этого события хан хивинский Медамин предложил враждующим сторонам установить мирные взаимоотношения и, с целью переселения в Хиву Сакаров, отправился с войском в Чарджоу. К этому времени к Сакарам переселились с Сыр-су (Сыр-Дарьи) Даг-Сакары. Явившийся в Чарджоу хивинский хан Медамин, желая повести переговоры о переселении туркмен-сакаров в Хиву, пожелал узнать, кто является старшиной племени и спросил: "Кто худший в племени?" Тогда Курбан Язбек ответил, что он худший. Хан заявил: "Или вооружайтесь, чтобы воевать с нами, или соглашайтесь быть нашими подчиненными, не переселяясь в Хиву". Так как вооружения и продовольственных запасов было мало, то Курбан Язбек ответил, что ответ будет дан на следующий день.

После этого были разосланы верховые созвать людей на совет старейшин. В совете участвовали: от тире (колена) Ходжа-иныкбек, Джамалак, Музе-Бахши; от Улы-уруга (большого колена): Ходжагельды Аннаберды-оглы; от колена Кара-Махмуд - Солтан Ишан-бахши; от колена Сиядаг-Сакар - Нурмат Ших и от колена Артык-Шахир: Гельды Батыр, Маят Курбан-Сердар и Комек-Сердар. На собраниях, проведенных в народе, было выяснено, что сил для противодействия хану нет, а потому решено было согласиться с предложением хана хивинского переселиться в Хиву.

Как передают старики, 117 лет назад (от 1931 года), по совету Курбан Язбеги, племя переселилось в Хиву. Там прожили 14 лет, а затем между Баят и (сакарскими) йомудами началась вражда, которая переросла в войну. Полагают, что это было начато со стороны Баят, чтобы отомстить за прежние обиды. В этой борьбе йомуды были в союзе с Баят и одержали победу над Сакар. Старейшина Курбан Язбеги был убит в этой войне. После этого, по совету оставшихся старейшин (Комек-Сердара, Хангельды Батыра, Мяткурбан-сердара, Нурмят-шиха), признав своими родственниками текинских туркмен, тайно послали к этим туркменам, проживающим в Серахсе, просьбу, чтобы они помогли переселиться из Хивы. В ответ на это текинский Коушут-хан выслал сакарам в помощь 500 верховых под командой Сердара (военноначальника) Амансахат-сердара и Атлы-баши, командира конного отряда Аннакули Кельджа.

Теке помогли племени Сакар уйти из Хивы. Погоня, организованная йомудами, не настигла бежавших. После того как Сакары прибыли в Серахс и прожили (там) 3-4 месяца, хивинский хан решил пойти войной на Теке и стал собирать для этой цели вооруженных людей, так как....

Продолжение следует

NATO/НАТО: Национальные Архивы Туркменской Оппозиции: 1989-2000

ПИШИТЕ НАМ ПО АДРЕСУ:

makt@c2i.net

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА ПРИОБРЕТЁТ ЦЕННЫЕ КНИГИ, РУКОПИСИ,
ВОСПОМИНАНИЯ О ТУРКМЕНИСТАНЕ

Оплата по договоренности

Хостинг от uCoz