История туркестанского самиздата

Продолжаю знакомить читателей с самиздатом в Средней Азии. Газета "Мунасабат" просуществовала не долго. Увы, все самизатовские центры имеют короткую жизнь. Они либо вообще исчезают, либо переименовываются. Что случилось с еженедельником потом, мне неизвестно. Но материалы этого номера дают знать как развивались события накануне роспуска СССР и какими настроениями жила в том время туркестанская (узбекская) оппозиция.

Буду рад, если участники этого издания напишут мне и расскажут о себе и своих взглядах сегодня.

Степан Шарапов



МУНОСАБАТ

НЕЗАВИСИМЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК. ИЗДАВАЛСЯ С НОЯБРЯ 1990 ГОДА.
УЧРЕЖДЕНА КИНОСТУДИЕЙ "УСАРФИЛЬМ". ТИРАЖ 40 000 ЭКЗ. ЧИМКЕНТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТИПОГРАФИЯ.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ФАХРИДДИН ХУДОКУЛОВ, ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК КУРАМБОЙ МАТМУРОТОВ.

РЕДКОЛЛЕГИЯ: Ахмад Аъзам, Усмон Азим, Кудрат Бободжон (зам. глав. реадктора), Мирзо Кенжабек, Мухаммад Солих, Рауф Парфи, Шавкат Рахмон, Нодир Нормат, Рузи Чориев, Нурулло Отахон, Сирожиддин Саййид, Курамбой Матмуратов (гл.художник), Гулом Мирзо, Салават Умурзаков (Узбекистан), Аббас Абдулла, Ариф Аджалов, Кямиль Велиев (Азербайджан), Евгения Завадская-Виноградова, Роллан Сейсенбаев (Москва), Рустем Джангужин, Султан Оразалинов, Мухтар Шаханов (Казахстан), Назрулло Рахматуллоев (Таджикистан)

Адрес редакции: г.Ташкент, 700 000, ул. Пушкина,1, телефон 33 82 32

№ 1
(публикуется с сокращениями)

От редакции: "ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ! ..."

"... На июльской (1990 г.) встрече лидеров Средней Азии и Казахстана, прошедшей в Алма-Ате, необходимость в более тесном взаимодействии экономики и культуры региона была декларирована и получила соответствующее отражение в совместно принятых документах.

Однако уже до выхода первого номера еженедельника, редакция ощутила на себе мощный прессинг совместных действий партийного и ведомственного аппаратов республики, по прямому указанию которых был заблокирован банковский счет редакции, расторгнут договор с республиканским отделением "Союзпечати". Руководителю Чимкентской типографии, где должна была печататься газета, был дан устный (?!!!) приказ о недопустимости ее издания.

Закономерный вопрос: в каком соответствии с принятым "Законом о печати" стоит сегодняшняя попытка компартии и директивных органов Узбекистана заключить в удушающе-нежные объятия активизирующиеся общественные силы в республике? И надо ли считать эти действия компартии в новых условиях многопартийности правомочными? ...

Вопросы, вопросы....

Впрочем, чтобы избежать кривотолков об истинных целях и задачах нашего издания, изложим их.

Опыт первых лет перестройки дает возможность для некоторых предварительных выводов, первый из которых малоутешителен - наше общество не выдержало испытания демократией и гласностью. И, прежде всего, из-за отсутствия устойчивых традиций и сложившихся институциональных структур этих понятий. Доказательств этому утверждению можно привести бесчисленное множество, они - вокруг нас и в нас самих. В полном развале всей производственно-экономической и государственно-управленческой инфраструктуры, разгул преступности во всем широчайшем диапазоне этого явления, обострение межнациональных и межличностных отношений. Конечно же, пройдет время и на многие вопросы общество получит правдивые ответы. Ну, а сегодня?.... Сегодня мы предпринимаем попытку разобраться в них с вашей помощью, наш читатель. Ваши статьи, письма, отзывы на прочитанное на наших страницах могут существенно помочь в объективной оценке того, что происходит с нами, послужит ориентиром для выхода из кризиса. Проблемы сегодняшней жизни, разумеется, будут освещаться нами в первую очередь. И все же, главной своей целью, и это мы хотим особо подчеркнуть, считаем просвещение и экологию. Надо ли доказывать, что многие наши беды: и, ставшая притчей во языцах, бесхозяйственность, и, пугающие своей бесчеловеческой жестокостью, межнациональные конфликты, и, всеразрушающее, варварское отношение к природе и животному миру, впрямую связаны с опустившейся ниже критического уровня культурой и производными от нее - культурой политической, экономической, правовой, экологической и пр., пр.

Исходя из этих задач, мы, впервые в истории региона (и опять подчеркнем особо это обстоятельство), делаем попытку целостного рассмотрения всех факторов, из которых складывается наша жизнь. Ведь очевидно, что, как нельзя рассматривать отдельно взятые национальные истории народов региона, корни которых столь тесно переплетены за тысячелетия совместного проживания, что невозможно их разъединить, не повредив, столь же невозможно экологическое благополучие одной, отдельно взятой республики региона. Это обстоятельство ни в коей мере не означает полной унификации национальной культуры региона, как автохтонных (коренных), так и мигрировавших за последние годы, к примеру, национальных культур русских, украинцев, белорусов, немцев, корейцев и многих других народов, волею судьбы и обстоятельств, обретших здесь свою вторую родину.

Каковы их специфические особенности, делающие национальный характер неповторимым и своеобразным? Каково сегодняшнее состояние и тенденции их развития? Эти непростые, отнюдь не праздные вопросы никогда не рассматривались, поскольку директивные органы жили в предчувствии появления "новой исторической общности - советского народа". Этот просчет идеологов от науки дорого стоил и науке об обществе, и самому обществу. Цена ее - всеобщая расстерянность перед лицом трагической реальности: обострения межнациональных отношений, утраты коллективной памяти, а значит и нравственных иммунитетов, выступающих гарантом во взаимоотношениях людей друг с другом и с окружающих их природной средой.

Повторимся: основной акцент своей деятельности мы намереваемся перенести на проблемы возрождения исторической памяти, гармонизацию межнациональных отношений, а также на проблемы экологии. Публикации на эту тему мы будем предоставлять основную часть нашей газетной площади.

И еще об одном. Разделяя в целом программы возникших в последние годы в регионе демократических движений, мы оставляем за собой право давать своим авторам возможность для самостоятельных суждений и оценок нашей общественной жизни.

Мы осознаем, что путь в демократию, подлинный плюрализм мнений и суверенность труден и тернист, но это нас не страшит, ибо дорогу осудит идущий.

Итак, мы начинаем! ...

 
Мои ресурсы
NATO: приложение к истории оппозиционной
index3.html
THE INTERNATIONAL FOUNDATION FOR VICTIMS
Народ.Ру: НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ДЛЯ ТУРКМЕН
АЛЬМАНАХ 'ТУРКМЕНЫ' 1995-2000
АЛЬМАНАХ 'ТУРКМЕНЫ'
Национальные Архивы Туркменской Оппозици
ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫ
МЫСЛИ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
istoki.html
ТУРКМЕНЫ
 
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР: ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В эти дни страна была потрясена кровавой расправой армии с гражданским населением. На этот раз выстрелы раздавались в Литве. Не имея возможности дать оперативную информацию с места событий, мы обращаем внимание на один весьма существенный вопрос: а не является ли (в тексте - означает ли. Примеч. НАТО) санкционированный Центром ввод войск в суверенную Литву накануне подписания союзного договора предметным уроком для тех республик, которые хотят сохранить хотя бы относительную свободу? Поначалу была предпринята экономическая блокада, дабы проучить искавшие реальной свободы республики Прибалтики. Теперь - откровенная агрессия, сопровождаемая циничными пояснениями зажмурившимся от страха депутатам: мол, делается это во имя "единой и неделимой".

Увы, мы уже привыкли к крови и беззакониям. Алма-Ата, Тбилиси, Баку, Вильнюс... Кто будет следующим в нашем, теперь уже совершенно очевидно, недружелюбном содружестве?
"МУНОСАБАТ"

Рубрика: "Взгляд на историю". НОВЫЙ ТУРКИСТАН. (без автора). Перепечатка из газеты "Туркистан" за 25 ноября 1923 года.

Публикуется откровенно тенденциозный материал о влиянии царской России на различные стороны развития Туркестанского края после его вхождения в состав империи. Это и не удивительно, т.к. в первые годы советской власти большевикам было выгодно демонстрировать, то как выгодно отличается новая власть от старой. Для этого и фальсифицировалась история. Удивительно, что газета, обещавшая быть экологической, а на самом деле оказавшаяся национал-патриотической, (судя по данной публикации), не брезгует для осуждения России, искажениями, которое намерено осуществляли большевики (НАТО).

Анонимный материал "Великая? Октябрьская? Социалистическая? Революция?"

В этом материале осуждается уже не Россия, а коммунисты России. "Это день Великой Трагедии", - заключает неизвестный автор.

В Ташкенте учреждено узбекистанское отделение Народного движения "Туркистан"

1 декабря 1990 года в зале Союза писателей Узбекистана состоялся первый учредительный съезд, утвержден Устав и Программа. Председателем избран писатель Мамадали Махмудов (Эврил Турон).

Шах Мирзо Салар. Постичь истину.

Заметка о посещении Узбекистана турецкого фольклориста Метина Эргуна. Гостю обидно за то, что тюркская нация делится на народы, что в советском Туркистане не знают Камаля Ата Тюрка, Зие Гук Алпа.

Обращение Центрального совета Народного движения Узбекистана "Бирлик": президенту СССР Горбачеву

"Колониальная власть, которую Вы возглавляете, вновь показала свой звериный оскал - на сей раз свободолюбивая Литва обливается кровью. Когда на многотысячных митингах люди держали плакаты с надписью: "Горбачев! С кем Вы?" - Вы лицемерно говорили, что Вы с народом. Теперь Вы полностью себя разоблачили, показав всему миру, что Вы - прямой наследник Ленина, Сталина, Брежнева и других душителей свободы.

Руки прочь от Литвы! Нет, диктатуре Горбачева! Нобелевские лауреаты служат миру, а не сражаются с оружием в руках против свободолюбивого народа. Своими действиями Вы вписали свое имя на страницы истории черными красками.

Председателю Верховного Совета Литвы Витаутусу Ландсбергису, Литва, г. Вильнюс

До глубины души возмущены действиями центральных властей. До каких же пор будут топтать суверенитет и независимость, решать судьбу народов автоматами и танками? Мы говорим: Нет! Диктатура не пройдет! Мы на стороне литовского народа и его законного правительства! Руки прочь от свободной Литвы!

Солдаты - узбеки! Дорогие соотечественники!

Вас отправили воевать против свободолюбивого литовского народа. Эти же силы всегда готовы ввести армию и в наш родной Узбекистан, чтобы подавить ростки демрократии.

Не стреляйте в литовский народ! Отказывайтесь служить в оккупационной армии! Не литовский народ является врагом узбекского народа, имперская политика центральной власти - наш общий враг. Соотечественники! Защищайте Литву и ее народ!

на странице 3-4. Большая статья Курбона Розикова. Законные основы перевода хлопководства на новую экологически эффективную отрасль (помещено фото автора заметки)

Материал посвящен предложениям по ликвидации хлопковой монокультуры. Автор сторонник принятия закона об экологическом землепользовании.

Шохрат Кадыров. "Место встречи изменить нельзя...".

О том, как туркменские академики 13 ноября 1990 года испугались художника - автора своей оригинальной концепции происхождения туркменского народа. Они запретили лекцию в Академии наук ТССР, посвященную древним арийцам. Власти опасались, что лекция перерастет в политический митинг, вызвали милицию, но лекция все равно состоялась.

"Договоренность о ней была достигнута около 10 дней до ее скандального начала. Заслушивание С.Яранова по проблеме этногенеза туркменского народа санкционировал сам президент АН А.Г.Бабаев. Он, в назначенный день лекции, находился в служебной командировке в Париже. Состоялся предварительный разговор и в дирекции Института истории Академии наук... По словам Яранова, за 15 минут до начала лекции его пригласили в кабинет директора Института языка и литературы и потребовали текст лекции, либо ее запись на магнитофон, для чего были вызваны специалисты из Президиума АН. Надо сказать, что еще при первой встрече с академиками, Яранов категорически отказался предоставлять свои тезисы, объясняя это тем, что имеет на это право, а, кроме того - нежеланием давать развернутую письменную аргументацию, в связи с боязнью перехвата его оригинальных авторских идей. Кроме того, Яранов считает, что обсуждаемая проблема слишком обширна для ее тезисного изложения...".

ВСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ.

Кто есть кто? с точки зрения психолога Бориса Хигира. Даются характеристики видным фигурам того периода поздней перестройки: Чингизу Айтматову, Валентину Распутину, Вадиму Бакатину, Дмитрию Язову, Владимиру Крючкову, Вениамину Ярину и др..

Александр Иванов. "Господа капиталисты, помилуйте!"

Основная идея статьи - перестройка ничего не изменила, кроме того, что подарила свободу говорить, что вздумается. (Подпись под текстом - "Демократическая Россия").


Марат Курдов (соб. корр. еженедельника в Ашхабаде). Очередная служба - "религиозная безопасность"

В Туркмении зарегистрированы 52 религиозные общины. В период застоя их формально числилось только 4. Автор заметки подчеркивает, что изменилось и начальство. Так, уполномоченным по делам религиозных культов при Совете Министров ТССР стал генерал КГБ Николай Овезов.

ГОРБАЧЕВ ДОЛЖЕН ЗАПЛАТИТЬ ЛИТВЕ (без автора).

"Пугающе прозвучало требование о том, что Литва должна выкупить у Советского Союза свою свободу за 33 млрд. долларов. Это требование, и с моральной, и с прагматической точек зрения означает грабеж.
При сегодняшнем курсе валюты на свободном рынке, 33 млрд. долларов стоят примерно 500 млрд. рублей.

Стоимость основных фондов Литвы приблизительно оценивается в 50 млрд. рублей, т.е. составляет десятую часть от требуемой Горбачевым суммы.
Кроме того, существует давно сформировавшаяся моральная и правовая традиция, согласно которой поработитель выплачивает репарации порабощенным, а отнюдь не наоборот. Сталин уничтожил и депортировал треть населения Литвы, сотни тысяч жителей были лишены своих хозяйств. Советский хозяйственный механизм довел Литву до обнищания. В 1940 году уровень жизни в независимой Литве был близок к финскому. Сегодня Литва отстает от Финляндии на 50 процентов и даже больше.

Перед Литовской республикой открываются широкие экономические возможности: ее отделяет тысяча миль от Западной Европы, она располагает квалифицированными и образованными работниками, которые зарабатывают менее 15 центов в час, т.е. десятую часть южнокорейского рабочего. Нет никаких причин, чтобы Литва не могла достичь того же уровня жизни, что и Финляндия.
Если бы не Советский Союз, США, без сомнения, еще 40 лет назад, после второй мировой войны, предоставили бы Балтийским странам помощь по плану Маршалла. Непонятно, почему дополнительных 40 лет гнета сделали литовцев менее достойными безотлагательной помощи со стороны США?
"Согласие"

БАКУ, 20 ЯНВАРЯ 1990 ГОДА

20 января исполняется годовщина со дня трагических событий, происшедших в Баку. В те дни сотни жителей, среди которых были женщины, старики и дети, погибли от рук вооруженных солдат армейских частей, вошедших в город. Разделяя скорбь всего азербайджанского народа, мы намереваемся в своих ближайших номерах опубликовать материалы, посвященные этим событиям. Сегодня же представляем вашему вниманию фрагмент выступления Валеха Рзаева на страницах "Дружба народов" №7, 1990 г.

- В самом начале карабахских событий я предлагал предоставить разворот для выражения собственных позиций и аргументов азербайджанцу и армянину. Свои услуги в разрешении конфликта предлагал правительству СССР чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. В ответ - молчание ... Конец 1987-го - начало 1988 года. Первые депортированные азербайджанцы из Степанакерта и из Армении - молчание. Зато муссируются в Москве слухи (как и в Ереване) о десятках убитых армян ... Становится ясно, что кто-то раздвигает два народа, чтобы столкнуть их лбами. Это удобно делать, когда республиканские газеты вынужденно безмолвствуют, а центральные подхватывают и распространяют слухи... Затем сумгаитские погромы ... Ни одна центральная газета не упомянула имя Эдуарда Григоряна, который самолично расправился с шестью армянами. Кто стоял за его бандой? Кто давал им адреса армян, часть которых покинула Сумгаит за неделю до погромов? Бакинские погромы января 1990 года проделаны по тому же сценарию ... После того как погромы прекратились, в ночь с 19 на 20 января, без предупреждения, в Баку ворвались на танках и БТР; с воздуха - десант. Вся операция проводилась по отношению не к вооруженной армии, а к безоружным пикетчикам. Расправа была жестокой: давили танками, расстреливали в упор - млад ли, стар - из пулеметов и автоматов, кололи и добивали штыками. При этом пули использовались разрывные, словно охотились на мамонтов. Не щадили и врачей, пытавшихся унести раненных. Их постигла та же участь. Раненных, которых люди не смогли спрятать в больницах, и трупы убитых, куда-то уволакивали. Среди пикетчиков и врачей, убитых в те дни - азербайджанцы, русские, евреи, татары, лезгины. Кстати, за несколько часов до ввода войск в Баку была отключена электроэнергия, связь, взорван спецгруппой саперов блок энергопитания Азербайджанского гостелерадио. Трупы после расправы войска пытались вывести на баржах в Каспий. Тогда моряки гражданского каспийского флота, большая часть по происхождению которых - русские, решили блокировать Бакинскую бухту и были обстреляны... Стреляли тоже русские парни. Давили танками - ростовские ребята. Но среди них нашлись и такие, что не пошли против совести, отказались подчиняться приказам.

На 9 февраля 1990 года погибло официально - 170 человек. Среди них - женщины, дети, подростки. Ранено - 370 человек. Пропали без вести - 327 человек.

С 9 февраля по сегодняшний день эти цифры, к сожалению, лишь увеличиваются. За каждой цифрой - человеческая жизнь ...

РУСТЕМ ДЖАНГУЖИН. В ТОМ ЛИ НАШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ?..

В большой статье автор очерчивает широкий круг задач, стоящих перед народами Туркестана. Вывод: "реальный суверенитет, чувство национального и человеческого достоинства, приемлемые условия для существования лежат на пути возрождения нашей культуры, но ни в коей мере не наоборот".

ШАХИМАРДАН КУСАИНОВ (писатель). "ЭТАЗЕМЛЯ НАМ БОГОМ ДАНА...". ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СОЛЖЕНИЦИНУ (Публикуется полностью - НАТО)

Большая статья начинается с цитаты из последнего выступления А.Солженицина: "- И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов меньше половины".

Надо ли отвечать. Снова терпеливо приводить известные факты.
Господа, товарищи, люди, когда же мы, наконец, окончательно объяснимся?!
Губернатор Гасфорд, министр Столыпин, комиссар Голощекин, целинник Хрущев на золотом крыльце сидели... Похоже, сегодня им придется чуток потесниться для новой крупной личности, национальная идеология которой к братским народам сводится к известному афоризму отца Федора из ильф-петровского "Золотого теленка": "БАКУ ГОРОД ХОРОШИЙ, НО В НЕМ СЛИШКОМ МНОГО ИНОРОДЦЕВ".

Так кто же мы такие казахи, и где на этой Земле Бог определил нам Родину?

"А составлен-то он из Южной Сибири, южного Приуралья..." (А.Солженицин - НАТО).

Использование топонимики для определения границ того или иного государства - нонсенс и только ради доказательства абсурдности такого подхода напомним, что Саратов - Сарытау ("Желтая гора" на казахском языке), Тюмень - Томенх ("Нижний край"), Барнаул - Барна-аул ... Примерам нет числа. Приводить?...

Вернемся все же к современности. К тем 70-м годам, в которых мы влачились "за слепой и злокачественной марксо-ленинской утопией".
Перед так называемой революцией, несмотря на двухвековой период колонизации, коренное население территории нынешнего Казахстана составляло 78%.

В 1917 году все шахтеры на Карагандинских угольных шахтах были казахами. Были ли русские? А как же: механики, чиновник, пристав Соколов, известный тем, что совершенно безнаказанно отрубил одной из шахтерских жен руку.
В 1926 году численность казахов составляла 4.120 тысяч человек. За межпереписной период 1926-1939 гг. она сократилась на 49%. Причина - насильственная коллективизация, массовый голод. В то же время, число русских возросло на 30%. В основном они прибыли в вагонзаках для раскулаченного элемента. Это - черная страница. Возьмем еще один факт, оптимистичней, из нашего совместного строительства коммунизма.

Подъем целины. Из гибнущих и обезлюженных русских областей Орла и Тулы покатили на вековые пастбища сотни и тысячи русских парней и девушек, дабы лихо распахать их, чтобы окончательно в стране не стало ни мяса, ни зерна.
После подъема целины процент казахов собственной же республики падает до 26%.

Казалось бы, цель достигнута, теперь казахи никогда не поставят вопрос об отделении от Советского Союза. Но что это? В 1979 году их становится в Казахстане 36,6%, а в 1989 году снова относительное большинство - 41,1%. А по прогнозам, всего лишь через четверть века их в своей республике снова станет 75%. Времени осталось ой как мало, остается, как можно скорее ложью, нахрапом взять то, что еще можно отнять. Мы понимаем вашу обеспокоенность, Александр Исаевич. В тех областях Казахстана, которые вы определили для России сегодня проживает более 3-х миллионов казахов. Так что же вы им прикажите, Александр Исаевич, собирать чемоданы или пусть пока еще поживут на "чужбине"?

Вы, Александр Исаевич, совершенно правы в своем истовом проклятье всех большевистских акций. Вы доказали нам их преступность, античеловечность, заведомый крах их в будущем. Однако какая странная логическая цепочка складывается в ваших откровениях в московской печати.

Начинается эпоха социалистических преобразований, они вызывают голод в Казахстане, раскулачивание в России, экологическую катастрофу в казахской степи, то бишь, поднятие целины.

Выми
 
Напишите мне
Хостинг от uCoz