ЭТНОГРАФИЯ ТУРКМЕН

Г.И. Карпов. Родоплеменной состав туркмен


ТУРКМЕНЫ АЛЛА-ЭЛИ

Семидесятилетний старик из аула Юзбаши Каахкинского района и Киз-Биби - "хранительница вещей пророка Мухаммеда", как о ней говорят односельчане из аула Он-Беги, об истории этого племени туркмен сообщили в 1931 году:
"В далёкие времена, до прихода калмыков (XVII век), недалеко от Карры-Кала, рядом с крепостью Ходжа-Кала у кяриза Джан-Ахир жило большое семейство. В семье то и дело возникали ссоры. Однажды к ссорившимся пришёл святой Карры-Алов-Пир и сказал: "Хотя вы все и сыновья одного отца, но дружбы между вами нет, а есть "алла" (пестрота). С сегодняшнего дня, сказал Пир, вы будете кочевать, останавливаясь на стоянках не больше, чем на 7 дней. Все вас будут грабить, но брать в плен не будут". С этого времени народ стали называть Алла-Эли, что значит "пестрый народ". Когда пришли калмыки, Алла-Элинцы убежали в Иран в местность Дерегез, где проживали долгое время. Во время хивинского хана Медамина, Алла-Элинцы были переселены из Дерегеза в Хиву. В то время у Алла-Элинцев был вождь Юсуп-Ахмед.

Незадолго до прихода русских в Хиву, Алла-Элинцы переселились обратно в Иран, в местность Мамед-Абад, но 60 хозяйств из рода Юз-Баши остались в Хиве. Мамед-Абадским беком в то время был Аллаяр хан, который обложил тяжёлыми налогами Алла-Элинцев. Алла-элинцы были вынуждены уйти в Теджен и послали своих людей к хивинскому хану Сеид-Мухаммеду с просьбой оказать помощь. Хан прислал к Алла-Элинцам в Теджен 60 всадников для заключения договора. По договору, Алла-Элинцы уплатили хану 8000 тиля (3 рубля 60 копеек) и хан разрешил им переселиться в Хиву. Когда пришли русские в Хиву (1873 г.), то хан Сеид-Мухаммед убежал из города Хивы к йомудам, у которых и скрывался.

Старики Алла-Элинцы собрались на совет в Кизил-Такир-Агаче, где и решили уйти обратно в Иран. Во время переселения из Хивы, недалеко от Теджена, текинцы отняли у Алла-Элинцев 850 верблюдов. Без вьючного скота, оставив стариков и детей в песках, остальные прибыли в иранский аул Бабаджик, а потом, когда русские пришли в Ахал и Этек (Атек) Алла-Элинцы поселились около Каахка. Своими близкими родственниками Алла-Элинцы считают людей племени карадашлы (языр). Племя Алла-Эли делиться на два рода: Он-Беги и Юз-Беги, проживающих в аулах того же названия (современный Каахкинский район).

Он-Беги делиться на 5 колен: Мавдут, Пата, Дуучи, Хоккумети и Оджми. Всего в этом роде 520 хозяйств. Юз-Беги делиться на 6 колен: Немесли, Каркын, Касими, Кипчак, Юз-Баши, Велегейли (или Безмеин). Всего в этом роде 375 хозяйств. Колена Каркын и Касим пришли с Он-Беги из Хивы, где они принадлежали до этого к племени Карадашлы. Поколение Аи колена Пака присоединилось от племени Нохур в Ахале

По хроникам, помещённым в "Материалах по истории Туркмении и туркмен" (т.II), об Алла-Элинцах говорится, что в событиях 1538/39 гг., после убийства хорезмского султана Омар Гази, Алла-Элинцы (вместе с племенем Аха) участвовали в составе конницы Дин-Мухаммеда (в районе Хазараспа), боровшегося за престолонаследие. В 1598 году Алла-Элинцы составляли часть населения (вместе с Джалаирами) города Мерва и его областей, подчинённых в то время иранским наместникам Хоросана. Имеется указание (с. 99), что в то время (1598 г.) Алла-Элинцы, вместе с Джеаирами и туркменами Союн-Хани "имели свои юрты в районах: Несы, Дуруна и Баг-Абада", т.е. там, где они размещаются в данное время.

В начале XVIII века, во времена Надир-шаха в пределах Нисы и Дуруна "были туркменские племена: Алла-Эли, Имрели, Теке, Йомуд, где они в начале царствования Надира выступили против него, но впоследствие вошли в его подчинение. Примерно в 1725 году, Надир послал своего брата Ибрагим-хана для осады крепости Хурсанд, занятой "неподчинившимися" (Надиру) туркменами Алла-Эли. В это время они проживали и в Дуруне. В 1817 году племена Алла-Эли и Имрели занимали: Мехче, Мехне, Дурун, Несу и Абиверд. В 1830 году, во время похода в Хоросан хорезмийского Ала-Кули-Тора, туркмены Алла-Эли находились в крепости Мамед-Абад (и защищали её).

Абдулгази-хан хивинский по восшествии на престол в 1644 году произвёл некоторые реформы в админиративном управлении и в территориальном делении ханства. По последнему, население было разделено им на 4 части (туше). К одной из них, а именно к Киятам, он присоединил Алла-Эли и Джелаиров.
(...) Алла-Элинцы проживали в крепости Баверд (современный район Каахка). Руководителями их были: Юсуф-шейх, Нияз-Мухаммед-Онбеги и Менгли-Кули-хан.
В 1830 году хивинский хан Рахман-Кули-Торе разрушил крепость Баверд; посевы Алла-Элинцев передал Текинцам, а Алла-Элинцев переселил в Хиву на земли около крепости Болдумсаз в низовьях канала Клыч-Нияз-бай. В 1833 году в составе нукеров (хивинского хана - Ред.) состояли и Алла-Элинцы, которых в 1834 году направил в "чапаул" (грабеж) к Мешхеду (Иран). В 1841./42 году такой же чапаул на Иран был послан Ала-Кули-ханом хивинским. В его составе были: Йомуды, Чаудоры, Гоклены, Карадашли, Ата, Ших, "а также ряд храбрецов из племени Алла-Эли". Чапаулы повторялись неоднократно на Хараз (Иран), на Теджен. Каждый раз в них принимали участие Алла-Элинцы.
В сборнике решений Чрезвычайного съезда народных судей Закаспийской области 1907 года (Ашхабад, 1910) подполковник Ломакин даёт следующую справку об Атекском районе и его населении: "...после разгрома Хивы русскими Ала-Элинцами в количестве 600 кибиток прибыли в Атек,....Али-Элинцами были заняты крепости, оставленные Теке: Хосроу, Мамед-Ораз, Коушут, Дарагна и Ходжа-Кала.

По Абульгази в его "Родословной туркмен", Алла-Эли вместе с отделениями Кутляр, Могульчик произошли из Хызра и Али (Хызыр-эли) и жили на Узбое...."От Кары-Кичит до западной стороны Балханских гор и все вместе носили название Уч-Или (т.е. три племени, три народа - Авт.). В Уч-Или, по-Абульгази, тогда входили: Алыклы-Хызыр, Алла-Эли и Тиведжи. Последнее насчитывало 6000 семей (1550 г.).

А. Вамбери, в своём "Путешествии в Бухару" отмечает Ала-Элинцев в Афганистане около Андхоя в числе 2-3 тыс. кибиток и делящихся на 3 тире (рода).

Судя по приведённым данным, начиная примерно с XVI века Алла-Эли размещались главным образом в районах юго-восточной части Туркмении, северо-восточнее Хоросана и северо-западной части Афганистана, т.е. в тех же местах, где пятью веками раньше расселялись туркмены-сельджуки.

ТЯЖЕЛО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ТУРКМЕНОМ - ТЯЖЕЛ

О ТУРКМЕНАХ И НЕ СОВСЕМ

ТУРКМЕНЫ О СЕБЕ И О ДРУГИХ

BEG-index.html

АЛЬМАНАХ 'ТУРКМЕНЫ' 1995-2000

АЛЬ&#1

О'KEY

Гостевая книга

Хостинг от uCoz